суббота, 3 декабря 2016 г.

"Поэты Белозерского края"

Белозерье, как и другие города нашей страны, полно талантов в самых разных областях деятельности. И мне вдруг захотелось познакомить читателя с нашими поэтами и писателями и их стихами. Некоторые произведения погружают нас в грезы о светлом будущем, некоторые заставляют замереть в каких-то особых, только нам понятных, философских размышлениях или переносят нас в беззаботное детство... Считаю, что нет такого человека, у которого ни разу в жизни не было отклика в душе на какое-либо произведение. Возможно, именно в этих строках вы найдете что-то свое.
И так, начнем.

Начну я с нашего знаменитого земляка, поэта Сергея Сергеевича Орлова. В Белозерске этот поэт особо почитаем, его имя носит школа, улица, есть памятник, музей его имени. Серге́й Серге́евич Орло́в (1921-1977) - поэт-фронтовик, творчество которого было связано с Великой Отечественной войной. Воевал на Волховском и Ленинградском фронтах командиром тяжёлого танка "КВ", дважды горел в подбитом танке, чудом остался жив.
 С. Орлов входил в состав правления Союза писателей РСФСР, заведовал отделом поэзии в журнале "Нева", был членом редколлегии журнала "Аврора". В соавторстве с М. Дудиным написал сценарий к фильму "Жаворонок". 
В разные годы вышли книги стихов поэта: "Третья скорость" (1946), "Поход продолжается" (1948), "Радуга в степи" (1952), "Голос первой любви" (1958), "Память сердца" (1960), "Верность" (1973) и др.  
***
Самое известное стихотворение С. Орлова - "Его зарыли в шар земной...":

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
1944

***
В стихотворении "Акрополь" поэт описывает свое знакомство с Белозерском:

В незапамятном детстве раннем
Я увидел свой первый город, —
Сказкою о царе Салтане
Он открылся мне с косогора.
Вал зелёный у вод блескучих,
Стены сахарные над валом,
Золотые луковки в тучах
Лента радуги обвивала.

Голубиная почта меркла
В синем небе над головою,
Звон катился на крыши с церкви,
С колоколен. медным прибоем.

Крыши крыты железом красным,
Окна в два ряда и заборы.
Потрясённый творимой сказкой,
Въехал я на телеге в город.

Тихий город мой, в зорях алых
Щедро мне ты дарил открытья,
С чудом первой любви, пожалуй,
Мог тебя одного сравнить я.

И хотя на земле с тех пор я
Повидал городов немало,
Выходил к ним спокойно, к гордым,
Из ворот гремящих вокзалов, -

Но недавно за синим морем,
В королевстве чужом, не в сказке,
Будто снова я въехал в город
На телеге мальцом вихрастым.

Белый мрамор колонн летящих -
С морем синим и небом рядом -
На холме под солнцем палящим
Мне открылась земля Эллады.

И, увидев впервые город
Изо всех городов на свете,
Словно солнце и словно горы,
Переживший тысячелетья, -

Замер я, будто в детстве раннем,
Заглядевшийся с косогора,
Перед молодостью сказанья
На земле сухой, словно порох.

Я уже никогда не забуду
В небе полные солнца колонны
И безгрешного детства чудо —
Мой Акрополь в лесах зелёных.

***
Облако за месяц зацепилось,
За рекой кричали поезда.
Ничего такого не случилось,
Только грусть пропала без следа.

Просто захотелось оглянуться,
Постоять у моста, у воды,
До неба тростинкой дотянуться,
Прикурить цигарку от звезды,

Услыхать травы произрастанье,
Трепет заполуночных планет
И еще того, чему названья
В нашем языке, пожалуй, нет...
1945

***
Вот человек — он искалечен,
В рубцах лицо. Но ты гляди
И взгляд испуганно при встрече
С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,
Не думал о себе в пути,
Чтобы она была такая:
Взглянуть — и глаз не отвести!
1946

***
И если я тебя не встречу,
Я выдумаю наугад
И жаркие, крутые плечи,
И косы длинные до пят.

Из света легкого, из зыбкой
Мечты, неведомой иным,
Я сам создам твою улыбку
И не отдам тебя другим.

И ты войдешь (по всем приметам
Я верю в рождество твое),
Как дождь в засушливое лето,
В мое навеки бытие.

Несостоявшиеся весны,
Сожженные в огне войны,
Вдруг засверкают в травах росных,
Для нас с тобою созданы.

Нам будет вновь по девятнадцать
Не тронутых войною лет.
Я все забуду, может статься,
Забуду тьмою бивший свет.
1946

***
Любимая, ко мне приходит снова
Старинная изведанная грусть,
И я ее сегодня за основу
Беру и наговоров не боюсь.

Я шел к тебе по опаленным верстам,
Еще ты дальше от меня сейчас.
Пусть стих мой на бессоннице заверстан,
А ты спокойно дремлешь в этот час.

Но я припомню старые рассветы
И те полузабытые слова,
Своей короткой юности приметы,
За далью различимые едва.

Что ж, в юности мы все клялись когда-то
Любить до смерти, глядя на луну,
Но смерть и жизнь познавшие солдаты,
Над этим не смеялись и в войну.

Мы пронесли воспоминанья эти
В тяжелых танках, в дымной духоте,
Сквозь грязь и кровь, по яростной планете
В своей первоначальной чистоте.

И я пришел, и я спросил в тот вечер,
Ты усмехнулась, ведь любовь прошла,
Но даже дерзко дрогнувшие плечи
Сказали больше, чем ты мне могла.

Серебряным кольцом пророкотала
Над миром журавлиная труба.
Да, злую шутку все-таки сыграла
Над нами пресловутая судьба...
1945

Некоторые стихи поэта можно почитать на сайте "Русская поэзия"

Комментариев нет:

Отправить комментарий